
Когда говорят про отсадочные машины для обогащения, многие сразу представляют себе классический механический отсадочный процесс с ситовой решеткой и пульсирующей водой. Но в современных реалиях, особенно на магнитных железорудных месторождениях, где мы чаще всего работаем, все стало сложнее. Частая ошибка — считать отсадку устаревшей или узкоспециализированной только для россыпей. На деле, принцип пульсации и гравитационного расслоения в отсадочных процессах — это мощный физический инструмент. Его можно и нужно интегрировать в более комплексные схемы, особенно когда речь идет о тонких классах или доводке концентратов. Я сам долгое время относился к этому скептически, пока не столкнулся с ситуацией на одном из сибирских ГОКов, где классическая флотация ?захлебывалась? с тонкодисперсным магнетитом, а установка каскада отсадочных аппаратов для дообогащения чернового концентрата дала прирост в 2-3% по железу. Это заставило пересмотреть взгляды.
Традиционные отсадочные машины, типа BATAC или IHC, хороши для крупных классов. Но их эффективность падает на материале мельче 1 мм, особенно в присутствии шламов. Здесь и начинается область для инноваций. Мы видели попытки комбинировать отсадочный процесс с магнитным полем, но часто это были просто механические гибриды: над отсадочной решеткой ставили магнитную систему. Результат был нестабильным. Проблема в том, что сильное постоянное поле ?склеивало? магнитные частицы, нарушая процесс гравитационного расслоения в пульсирующем потоке. Нужен был другой подход — не наложение, а синергия процессов.
Именно здесь интересен опыт компаний, которые идут путем создания не гибридных машин, а гибридных технологических цепочек. Например, китайский производитель ООО Шицзячжуан Цзинькэнь Технологии (сайт: https://www.jinken.ru) в своей линейке промывочных магнитных сепараторов использует принципы гидравлической пульсации и отсадки как часть единого физического процесса обогащения. Они не производят отсадочные машины в чистом виде, но их разработки, такие как полностью автоматическая промывочная магнитная сепарация, по сути, используют контролируемую пульсацию и гравитационное осаждение в магнитном поле для разделения тонких классов. Это умный ход — взять физическую суть отсадки и встроить ее в магнитный сепаратор, создав, по факту, новый тип аппарата. На их сайте видно, что они позиционируют свои машины как замену не только магнитным колоннам, но и в некоторых случаях — флотационным машинам. Это говорит о широком понимании области применения принципов отсадки.
В наших условиях мы пробовали подобную логику на доводочном переделе. После основного магнитного сепаратора стоял классический отсадочный аппарат для улавливания сростков и упорных зерен. Эффект был, но высокие потери воды и сложность настройки пульсаций под изменчивый состав питания сводили выгоду на нет. Возможно, более интегрированное решение, где пульсация — часть конструкции сепаратора, как у того же Цзинькэнь, было бы эффективнее. Это к вопросу о том, что иногда проще не комбинировать готовые аппараты, а искать аппараты, в которых комбинация процессов заложена изначально.
Любой, кто работал с отсадочными машинами, знает, что это не ?установил и забыл? оборудование. Ключевой параметр — водный режим. Расход воды, давление, частота и амплитуда пульсаций — все это нужно подбирать практически вручную под конкретную руду. И это не разовая настройка. При изменении крупности питания или содержания магнетита все может ?поплыть?. Автоматизация этого процесса — больная тема. Датчики уровня концентрата на решетке, системы обратной связи по плотности пульпы — все это есть, но требует тонкой настройки и часто ломается в суровых условиях цеха.
Здесь опять же интересно посмотреть на подход с полностью автоматическими системами. В описании технологий ООО Шицзячжуан Цзинькэнь Технологии упор делается на полную автоматизацию промывочной магнитной сепарации. Если предположить, что в их аппараты заложены и принципы отсадки, то логично, что они должны были решить и проблему автоматического поддержания оптимального водно-пульсационного режима. Хотелось бы на практике посмотреть, как их система адаптируется, скажем, при падении содержания железа в питании с 45% до 35%. В теории, интеграция нескольких физических принципов (магнетизм, гидравлическая пульсация) должна давать более устойчивый процесс, но практика всегда вносит коррективы.
Еще один момент — износ ситовых решеток в классических отсадочных машинах. На абразивных железных рудах это постоянная головная боль. В гибридных или магнитных сепараторах с функцией отсадки, где основное разделение идет в объеме камеры, а не на решетке, этой проблемы может не быть. Это серьезное эксплуатационное преимущество, о котором редко думают на этапе выбора технологии, но которое сильно бьет по себестоимости в долгосрочной перспективе.
Был у нас проект на небольшом переделе старого хвостохранилища. Задача — извлечь остаточный магнетит из тонкодисперсных хвостов. Решили поставить каскад небольших отсадочных машин, аргументируя это их якобы высокой эффективностью на тонких классах и низкой стоимостью по сравнению с флотацией. Ошибка была в том, что мы не учли высокую заиленность и крайне нестабильный гранулометрический состав материала. Машины постоянно забивались, пульсация становилась неравномерной, разделение не работало. Проект фактически провалился.
Анализируя сейчас, понимаю, что нужен был аппарат, который может работать с таким ?грязным? и нестабильным питанием. Чистая гравитационная отсадка здесь не справилась. Возможно, стоило рассмотреть решение, где отсадочный принцип усилен другим процессом — например, магнитным полем, как в тех же промывочных сепараторах. Магнитное поле могло бы ?вытянуть? магнитную фракцию из пульпы еще до того, как шламы полностью нарушат гравитационное расслоение. То есть, не отсадка как основной процесс, а отсадка как вспомогательный механизм в рамках магнитного сепаратора для улучшения селективности. Это важный вывод: иногда отсадочные машины для обогащения в их классическом виде — не панацея, но их физический принцип может быть критически важен как часть более сложного аппарата.
Кстати, на сайте ООО Шицзячжуан Цзинькэнь Технологии в описании их серии промывочных машин магнитной флотации указано использование, среди прочего, технологий отсадки и пенной флотации. Это как раз пример такого комплексного подхода. Для нашего случая с хвостами, возможно, подобная комбинация (магнитное поле + флотация + элементы отсадки) имела бы больше шансов на успех, чем просто отсадочные машины. Жаль, тогда мы об этом не подумали.
Итак, куда же движется применение отсадочных принципов? На мой взгляд, будущее не за standalone-отсадочными машинами на железорудных фабриках (хотя для россыпей они останутся), а за их ?растворением? в более интеллектуальных аппаратах. Речь идет о машинах, которые используют пульсацию, контролируемые потоки и гравитационное расслоение как инструменты для повышения четкости разделения внутри основного процесса — магнитного, флотационного или даже гравитационного другого типа.
Опыт ведущих производителей, включая упомянутую компанию Цзинькэнь, который поставляет оборудование на множество китайских и зарубежных рудников (Австралия, Перу и др.), показывает востребованность именно таких комплексных решений. Их успех говорит о том, что рынок ценит не отдельный аппарат, а эффективную технологическую цепочку, где процессы усилены и интегрированы.
Для инженера-обогатителя это значит, что при выборе оборудования для тонкого обогащения или доводки уже нельзя смотреть только на один тип машин. Нужно анализировать, какие физические принципы заложены в их работу. И если в описании аппарата, позиционируемого как магнитный сепаратор или флотационная машина, вы видите слова ?гидравлическая пульсация? или ?принцип отсадки? — это серьезный повод присмотреться. Возможно, это и есть тот самый современный наследник классических отсадочных машин для обогащения, способный решать сложные задачи с нестабильным сырьем, на которых мы когда-то ?обожглись?.
Пишу это, и вспоминается еще один момент. Часто при модернизации фабрик старые отсадочные машины просто демонтируют, заменяя их, условно, более современными сепараторами. Но иногда стоит не выкидывать, а переосмыслить их роль. Может, не как основного аппарата, а как предварительного классификатора или дешламатора в определенном узле схемы? Их способность работать с большими объемами пульпы и создавать четкую границу раздела сред по плотности — уникальна. В эпоху, когда каждый процент извлечения и каждая сэкономленная тонна воды на счету, возможно, стоит проводить не ?демонтаж?, а ?аудит возможностей? даже устаревшего, на первый взгляд, оборудования. Принцип-то отсадки не устарел. Устарели конкретные конструктивные исполнения и наше представление о том, где этот принцип можно применять. Вот о чем, по-моему, стоит задуматься.